звоните

(4872) 79-34-02
контакты
(930) 791-33-02
(930) 791-08-02

Битум

Битум – это чрезвычайно сложное вещество, которое состоит из смеси различных органических соединений с углеводородами  разной степени конгломерации. Получается он из тех веществ, которые не выкипают в процессе перегонки сырой нефти. Другими словами, можно сказать, что битум – это самая тяжелая нефтяная фракция.

В химический состав битума входят различные смолы, асфальтены и прочие нефтяные масла, которые отличаются очень тяжелой молекулярной структурой. Первая группа компонентов обеспечивает битумным смесям чрезвычайно хорошие показатели твердости, вторая – эластичность и цементирующие свойства, третья хорошо выполняет роль разжижителя для первых двух компонентов.

В России производиться довольно много битумных смесей, причем подавляющее их большинство приходится на дорожные марки битума. Около семидесяти процентов всех битумов, выпускаемых у нас в стране, имеют дорожное предназначение. Пятая часть от общего объема (двадцать процентов) – это кровельные битумы, а оставшиеся десять процентов приходится на все остальные марки.

Самой важной технической и эксплуатационной характеристикой битумных смесей является из дуктильность. То есть возможность, во время растягивания, превращаться в нить, какой-либо протяженности. Дуктильность измеряется в заводских лабораторных условиях следующим образом. Берется определённый, стандартный по размерам, образец битума, той, или иной марки, и затем растягивается в нить, вплоть до её разрыва. Толщина нити в момент разрыва и будет определять дуктильность.

Следующий важный показатель, которому должна соответствовать битумная смесь – это пенетрация. Данная характеристика показывает вязкость битумной смеси, которая определяется следующим образом. Стальная игла, с давлением в сто граммов на квадратный сантиметр воздействует на образец в течение пяти секунд. Глубина проникновения иглы и есть показатель пенетрации.

Также, очень важными для производства и эксплуатации битумных покрытий являются его показатели плотности, температуры размягчения и температуры вспышки.
В промышленном производстве выпускаются несколько сортов битумных смесей. Это жидкие, полутвердые и твердые битумы.

Для ремонта и сооружения новых автомобильной дороги и путей сообщения используется битум нефтяной дорожный (БНД 60/90, 90/130, БНДУ -100/130, БВ 50/70). Кроме того, данные сорта битума  используются на асфальтобетонных предприятиях, для изготовления асфальтобетона.

Содержание битума в смесях и асфальтобетонах в соответствии с ГОСТ 9128-97, %

Вид и тип смесей и асфальтобетонов Содержание битума, % по массе
Горячие
высокоплотные 4,0-6,0
плотных типов:
А 4,5-6,0
Б 5,0-6,5
В 6,0-7,0
Г, Д 6,0-9,0
пористые 3,5-5,5
высокопористые щебеночные 2,5-4,5
высокопористые песчаные 4,0-6,0
Холодные типов:
Бх 3,5-5,5
Вх 4,0-6,0
Гх, Дх 4,5-6,5

По своей сути – асфальтобетон, это строительный материал, который представляет собой уплотненную взвесь из щебня, песка, битума и минерального порошка. Перед тем как смешать составные части асфальтобетона – они предварительно разогреваются до температур в сто-сто шестьдесят градусов Цельсия. После чего – подаются в специальную машину «миксер», где под воздействием высоких температур смесь спекается, и становиться однородной.

Асфальтобетонные покрытия используются в гражданском дорожном строительстве, для сооружения эксплуатируемых кровельных покрытий и в гидротехнической инженерии. Кроме того, из асфальтобетона делают покрытия для взлетно-посадочных полос в аэропортах и на аэродромах. В зависимости от того, какие предполагаются эксплуатационное нагрузки на покрытие, изготовленные из асфальтобетона, а также принимая во внимание климат, в котором оно располагается, к нему выдвигаются соответствующие требования. Они касаются, преимущественно, сдвигоустойчивости покрытия, его водостойкости, прочности и плотности. Для того чтобы изготовить асфальтобетон применяются специальные фракционированные минеральные породы и битумные смеси. Все компоненты, должны строго соответствовать производственным стандартам, которые устанавливаются государственными нормативными актами.

В последнее время, на рынке битумных и асфальтобетонных смесей, приобретает большую популярность современные разновидности классического асфальтобетона, «горячего» типа. К ним можно отнести литой асфальтобетон и щебеночно-мастичный. В соответствии, с установленными государственными стандартами, которые определяют главные параметры различных конструкционных асфальтобетонных смесей, их можно разделить на несколько видов. Разделение проводиться по критерию минерального наполнителя, который используется в рецептуре изготовления. Таким образом бывают гравийные, песчаные и щебеночные асфальтобетоны.

Также, существует критерий, по которому разделяют смеси в зависимости от типа, битума, который в них применяется, его вязкости и температуры. Таким образом можно выделить:

  • Холодные асфальтобетонные смеси. Их приготавливают с применением специальных жидких и вязких сортов дорожного нефтяного битума. Такие смеси укладываются при температурах не меньше пяти градусов Цельсия

  • Существуют также горячие асфальтобетонные смеси. Они также, состоят из нефтяных битумных смесей жидкого и полужидкого типов, однако их укладка происходит при температурах не меньше ста двадцати градусов Цельсия.

Однако это тоже ещё не конец классификации. Холодные смеси, можно разделить на несколько типов, зависимо то того, зерна какого наибольшего размера, присутствуют в наполняющем веществе. Таким образом, к крупнозернистым холодным смесям относят те асфальтобетоны, в которых размер зерен достигает сорока миллиметров. Мелкозернистые смести – с размеров среднего зерна в двадцать миллиметров. Существуют также песчаные смеси, которые применяются для самых качественных покрытий, в них, наибольший размер зерна не превышает пяти миллиметров.

Горячие смеси также, можно разделить на песчаные, мелкозернистые и крупнозернистые, по тому же принципу, что и холодный асфальтобетон.

Также существует классификация, которая опирается на величины остаточной пористости, образовывающейся в смеси. Горячие асфальтобетонные смеси делятся на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. Показатели остаточной пористости высокопористых смесей находятся на уровне десяти-восемнадцати процентов, пористые асфальтобетонные смеси имеют около пяти-десяти процентов. У плотных асфальтобетонных смесей остаточная пористость значительно ниже – около двух с половиной – пяти процентов. Наименьшим показателем остаточной пористости обладают высокоплотные марки асфальтобетонных смесей, у которых она находится на уровне одного-двух процентов.

Холодные смеси дифференцированы по такому показателю и имеют остаточную пористость в шесть-десять процентов.

Гравийные и щебневые смеси асфальтобетон разделяются на большое количество разнообразных типов, в зависимости от содержания битума, процента содержания минеральных смесей в общей массе и большому количеству других характеристик.
Помимо битумных смесей, применяемых для укладки дорожных покрытий, используют также некоторые другие сорта битумных смесей.

Битум кровельный – это специальный пропиточный и покровный материал, который используется при производстве кровельных материалов. В зависимости от того, для каких целей он будет применяться – используются несколько видов жидких битумных составов разной степени плотности.

Битум строительный  - используется во время разнообразных гидротехнических строительных и инженерных работ.

Битум изоляционный -  предназначен для обеспечения гидроизоляции трубопроводов и прочих инженерных коммуникаций. Такая смесь имеет хорошую водоустойчивость, обеспечивает теплоизоляцию. Вместе с тем она пластична и имеет хорошую адгезивность к металлам, что значительно облегчает монтажные работы с использованием этих материалов.

Также смотрите:

Битум нефтяной
Битум нефтяной
Битум дорожный
Битум дорожный
Битум ГОСТ
Битум ГОСТ
Битум 60 марка
Битум 60 марка
Битум 90 марка
Битум 90 марка
Битум БНД
Битум БНД
Битум строительный
Битум строительный
Битум кровельный
Битум кровельный
Битум дорожный 60/90 (бнд)
Битум дорожный 60/90 (бнд)